Тест по русскому

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М.Горького» 

ИОНЦ «Русский язык» 

Кафедра русского языка для иностранных учащихся 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ 

Тесты по русскому языку как иностранному 

БАЗОВЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ 

ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ 

Екатеринбург 

2007 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Предисловие 3 

Обращение к тестируемому  5 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. 

БАЗОВЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ 

Субтест 1. Лексика. Грамматика

Рабочая матрица  16 

Контрольная матрица  18 

Методические рекомендации  20 

Субтест 2. Чтение  22 

Рабочая матрица  31 

Контрольная матрица  32 

Методические рекомендации  33 

Субтест 3. Письмо  34 

Контрольные листы экспертной оценки  37 

Методические рекомендации  39 

Субтест 4. Аудирование  41 

Рабочая матрица  51 

Контрольная матрица         52 Методические рекомендации        53 

Субтест 5. Говорение   55 

Контрольные листы экспертной оценки  59 

Методические рекомендации  62 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Описание различных уровней владения русским языком как иностранным и создание соответствующей системы тестов является одной из наиболее актуальных задач современной теории и практики преподавания русского языка. 

Унифицированная система тестирования позволяет определять и сертифицировать уровень владения русским языком как иностранным вне зависимости от места, времени и формы обучения, а также создает основу для обеспечения международного признания языковых сертификатов. 

При выделении уровней владения русским языком как иностранным авторы исходили из требований, предъявляемых к коммуникативной компетенции иностранных граждан, зафиксированных в Государственном образовательном стандарте РФ. Уровень коммуникативной компетенции определяется способностью тестируемых: 

  • участвовать в коммуникации в качестве а) специалиста/должностного лица в профессионально-трудовой, учебно-научной сферах общения; б) члена определенного социума в социально-бытовой, социально-культурной и официально-деловой сферах общения; 
  • достигать коммуникативных целей в актуальных для него ситуациях общения; 
  • осуществлять речевое общение в рамках актуальной для данного уровня тематики; 
  • создавать речевой продукт, качественные параметры которого соответствуют норме и узусу современной русской речи. 

Таким образом, единая сертификационная система определения уровня владения практическим русским языком построена с учетом целей его использования, навыков и умений в употреблении языковых средств для реализации определенных тактик речевого поведения в основных видах речевой деятельности — чтении, письме, говорении и аудировании. Она предусматривает выделение базового (включающего элементарный уровень в качестве подуровня) и четырех сертификационных уровней, которым соответствует система тестов.  

Сертификат базового уровня общего владения свидетельствует о том, что кандидат способен удовлетворять свои основные (базовые) коммуникативные потребности в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах общения. При этом набор языковых средств, обеспечивающих общение в данных сферах, минимизирован. 

Оценка результатов тестирования

Весь тест оценивается в 730 баллов (100%) 
Тест по грамматике и лексике 110 баллов (100%) 
Тест по чтению 180 баллов (100%) 
Тест по аудированию 180 баллов (100%) 
Тест по письму 80 баллов (100%) 
Тест по говорению 180 баллов (100%) 

ОБРАЩЕНИЕ К ТЕСТИРУЕМОМУ 

Успешное прохождение теста дает возможность получить Сертификат базового уровня общего владения русским языком как иностранным. 

Сертификат данного уровня свидетельствует также о наличии необходимой и достаточной базы для дальнейшего изучения русского языка. 

РЕГИСТРАЦИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА 

Заявление на прохождение теста может подаваться через российское учебное заведение, где Вы изучаете русский язык, или непосредственно в Центр тестирования, наделенный полномочиями выдачи Государственного сертификата с указанием уровня владения практическим русским языком. 

Выдача Сертификата осуществляется центрами тестирования граждан зарубежных стран.  

ПОДГОТОВКА К ТЕСТУ 

Готовясь к прохождению теста, Вы можете заранее познакомиться с требованиями, которые предъявляются к тестируемому (см. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному). 

Рекомендуем Вам заранее познакомиться также с образцами тестов. 

Обратите внимание на инструкцию для тестируемого перед каждой частью теста, на формулировки заданий. 

В Центре тестирования Вы можете: 

— выполнить (по желанию, на договорной основе) пробный тест и ознакомиться с его результатами; 

— получить необходимые консультации; 

— пройти курс по подготовке к сдаче теста. 

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА 

Тестирование проводится в течение 2-х дней. 

В первый день Вы выполняете следующие субтесты: 

 «Чтение»; «Письмо»; «Грамматика, лексика». 

Во второй день выполняются субтесты: 

«Аудирование»; «Говорение». 

В день проведения теста Вы должны прийти не позднее, чем за 10 минут до начала тестирования. 

В аудиторию, где проводится тестирование, не разрешается приносить учебники по русскому языку, магнитофоны, фотоаппараты, тетради, бумагу.  

Не забудьте принести с собой паспорт и ручку. 

Можете принести Толковый словарь русского языка, его использование допускается при выполнении отдельных тестовых заданий. 

Перед началом теста внимательно прослушайте инструкцию по его выполнении. В случае необходимости задайте вопросы. 

Время выполнения каждого теста ограничено соответствующей Инструкцией. 

Результаты тестирования сообщаются кандидатам через шесть недель после экзамена (для находящихся в России — через две недели). 

Если Вы получили неудовлетворительный результат по какой-либо части теста, Вы можете в течение двух лет пройти повторное тестирование по данной части. Остальные компоненты теста засчитываются по результатам предыдущего тестирования. 

Базовый уровень 

ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА 

Инструкция к выполнению теста. 

  Время выполнения теста — 50 минут. Тест включает 110 позиций. 

  При выполнении теста пользоваться словарём нельзя. 

 Вы получили тест и матрицу. Напишите ваше имя и фамилию на каждом листе матрицы.  

 В тесте слева даны предложения (1, 2 и т.д.), а справа — варианты выбора. Выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву на матрице. Например: 

                             А   (Б)   В   Г     (Б — правильный вариант) 

Если Вы ошиблись и хотите исправить ошибку, сделайте так: 

                             А   (Б)   (В)   Г     (В — ошибка, Б — правильный вариант). 

Отмечайте правильный выбор только на матрице, в тесте ничего не пишите. 

ЧАСТЬ I 

  Выберите правильный вариант: 

1. В школу пришел новый… учитель матема-А. младший 
    тики.  Б. молодой В. маленький 
2. Мой друг неплохо знает французский А. по-английски 
    язык и хорошо говорит… .   Б. английским языком В. английский язык 
3. В нашей группе … студенты из Кореи и А. учат 
    Китая.  Б. изучают В. занимаются 
4. – Можно позвонить? А. сюда 
    — Конечно, телефон стоит… .  Б. туда В. здесь 
5. Мне трудно … это стихотворение.   А. выучить Б. научить В. учиться 
6. Она … помочь мне перевести текст.   А. знает Б. может В. умеет 
7. Студенты … разные истории о своей  А. рассказывают 
    жизни.  Б. говорят В. разговаривают 
8. Преподаватель … , что завтра будет тест А. рассказал 
  по грамматике.  Б. сказал В. разговаривал 
9. Самые высокие оценки … китайская А. получила 
    спортсменка.  Б. отправила В. приготовила 
10. В конце урока ученики должны … А. получить 
      тетради учителю.  Б. взять В. сдать 
11. Скажите, пожалуйста, где мы можем … .   А приглашать Б встретиться В пригласить 
12. Студенты нашего факультета … на кон- А. поступали 
    церте в университете.  Б. выступали В. наступали 
13. Я хочу научиться … на мотоцикле.   А кататься Б отдыхать В садиться 
14. Родители … мне поступать в  А. попросили 
университет.  Б. позвонили В. посоветовали 
15. Я … у подруги, где будет занятие по А. попросила 
    фонетике  Б. спросила В. просила 
16. Я уже два года не … спортом.   А. занимаюсь Б. изучаю В. играю 
17. Мы не можем вспомнить, где …этого А. смотрели 
  человека. 18. Они весь вечер … футбол по телевизору. 19. Студенты внимательно … на доску и     слушали преподавателя. 20. Мы не … друг друга уже целую неделю. Б. видели     
 Часть II Выберите правильный вариант  
21.Все мои друзья любят … .  А. спорт 
22. Старший брат с детства занимается… . Б. спорта 
23. В киоске я купил журнал … .  В. спортом Г. о спорте 
24. На каникулах мы хотим побывать … . А. Москва 
25. Я весь вечер ждал звонка … . Б. из Москвы 
26. На уроке мы читали текст об истории … .  В. Москвы Г. в Москве 
27. На нашей улице строят … . А. новый магазин 
28. … на углу не продают мясо. Б. в новый магазин 
29. Отец принес большой торт … .  В. в новом магазине Г. из нового магазина 
30. Каждый день в университете мы встречаем … . А. наш декан Б. нашего декана 
31. … помогает нам решить все проблемы. В. нашему декану 
32. Иногда я разговариваю по телефону … . Г. с нашим деканом 
33. Я не знаю, как зовут … . А. эта девушка 
34. … не учится в нашей группе. Б. этой девушки  
35. Скажи мне, пожалуйста, адрес … .  В. эту девушку Г. у этой девушки 
36.Готовить домашние задания мне всегда А. старший брат 
    помогает … . Б. у старшего брата 
37. Я подарю … фотоаппарат. В. старшего брата 
38. Я часто вспоминаю … .                                 Г. старшему брату 
39.Вчера я ходил … . А. зубного врача 
40. Тебе надо поговорить …  Б. с зубным врачом 
41. … не было в кабинете.  В. к зубному врачу Г. у зубного врача 
42. В прошлом году я учился … . А. Екатеринбург 
43. Сейчас иностранцы могут свободно Б. из Екатеринбурга 
      приезжать … .   В.  в  Екатеринбург Г. в Екатеринбурге  
44. Мы проехали две … . А. остановка 
45. Сколько … от университета до центра?   Б. остановок В. остановку Г. остановки 
46. На улицах Екатеринбурга всегда много… А. машину 
47. Он поставил … на стоянку около Б. машина 
магазина.   В. машины Г. машин 
48. Это моя первая учительница, я часто  А. к ней 
  думаю … . Б. ей 
49. Таня – моя подруга. Вчера я была … в В. у неё 
    гостях. Г. о ней 
50. Я жду друга, мы … идём в кино. А. ему 
51. Он болен, … надо лежать.   Б. с ним В. его Г. у него 
52. Как называется … станция метро.  А эта 
53.Я хочу купить … туфли.   Б этот В это Г эти 
54. Антон … играет в футбол. А. хорошие 
55. Пойдем в парк, сегодня очень … день.   Б. хорошая В. хороший Г. хорошо 
56. Зимой на Урале бывает очень … . А. холодная 
57. Сегодня дует очень … ветер.   Б. холодно В. холодный Г. холодные 
58. Вечером я поеду на вокзал встречать … . А. родные братья 
59. Я отмечал Новый год … .   Б. родных братьев В. родным братьям Г. с родными братьями 
60. Антон написал мне … . А. своя сестра 
61. Я послал теплые вещи … . Б. своих сестёр 
  В. своей сестре Г. о своей сестре 
62. Книги … трудно найти в магазине. А. этот популярный писатель
63. На празднике в школе дети познакомились… .    Б. этого популярного писателя В. этому популярному писа- телю Г с этим популярным писателем 
64. Фильм начинается … .   А. семь часов Б. в семь часов В. семь часов назад 
65. Каникулы начнутся … .   А через неделю Б неделя В неделю назад 
66.Мой друг поступил в университет … .    А. в следующем году Б. этот год В. год назад 
67. … в нашем университете будет тестиро- А. конец апреля 
  вание по русскому языку для иностранных Б. на конец апреля 
студентов.  В. в конце апреля  
68. Студенты начинают заниматься … .     А. десятое сентября Б. десятого сентября В. сентябрь  
 Часть III Выберите  правильный вариант ответа  
69. Многие школьники хотят … в универси-  А. будут учиться 
тете.  Б. учится В. учиться 
70. Я начну … английский язык в следующемА. буду изучать 
  месяце.  Б. изучать В. изучу 
71. Сестра попросила меня … посуду после обеда.   А. буду мыть Б. вымою В. вымыть 
72. Отец всегда учил меня … только правду. А. говорить 
На уроке надо … только по-русски. Надо обязательно … об этом маме. 75. Сестра любит … с подругами по телефону. Б. сказать   
76. Я всегда плохо … даты. А. запоминаю 
Я никак не … , как его зовут. Я надолго … нашу встречу. Я не буду записывать твой адрес: я и так   его … . Б. запомню    
80. Я долго думал и, наконец, … задачу. А. решал 
Он всегда сам … свои проблемы. Этим летом я … отдохнуть на море. 83. Вчера он весь день …, куда пойти в воскресенье. Б. решил    
84. Я жду Вас уже час. Вы … со мной или нет? А. идёте 
85. Вы с ним сегодня … в парк? 86.Сколько раз в месяц вы … в театр? 87. Куда вы обычно … после уроков? Б. ходите   
88. Мы … в университет на такси. А. ехали 
Когда мы … в Екатеринбург, мы позна-    комились с русскими студентами. Друзья весь день … по магазинам и покупали сувениры. 91.Вчера иностранные студенты … к врачу.  Б. ходили     
92. Через неделю мои друзья … в Египет. А. поедут 
Студенты часто … на экскурсии. В октябре они … в Москву за визой. Сегодня после обеда Таня и Игорь …     покупать билеты в цирк. Б. будут ездить    
96. –Алло, можно Таню? А.  ехала 
      — Нет, она … на занятия в университет. Б. поехала 
97. Извини, я опоздал. Ты давно …?      В.  приехала Г. доехала 
98. Сегодня директора не будет: он …в банк. А. шел 
99. – Ты его видишь? Б. вошел 
    — Нет, он, наверное, уже … в магазин.  В. пошел Г. ушел 

Часть IV. Выберите правильный вариант 

100.Я не купил этот телефон, … он очень А. потому что 
    дорогой. Б. поэтому 
Я приехал в Россию, … хочу больше   узнать об этой стране. Он пошел в аптеку, … у него болит го-        лова. На улице дождь, … мы взяли зонтики.     
104. Родители хотят, … я хорошо учился. А. что 
Я не понимаю, … они говорят. Я хочу спросить, … мы будем делать     завтра. Друзья сказали мне, … я посмотрел       этот фильм. Б. чтобы     
108. … вы хорошо знаете на этой фотогра- А. кому 
  фии?   Б. кого В. о ком Г. у кого 
109. Расскажи мне, пожалуйста, … этот  А в чём 
    Фильм?   Б с чем В из чего Г о чём 
110. … Саша возвращается в Екатеринбург?     А. куда Б. где В. у кого Г. когда  

ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА 

Рабочие матрицы 

Максимальное количество баллов — 110. 

____________________________   ________________ ___________ 

Имя, фамилия   страна                      дата 

А Б В                           26 А Б В Г 
А Б В  27 А Б В Г 
А Б В  28 А Б В Г 
А Б В  29 А Б В Г 
А Б В  30 А Б В Г 
А Б В  31 А Б В Г 
А Б В  32 А Б В Г 
А Б В  33 А Б В Г 
А Б В  34 А Б В Г 
10 А Б В  35 А Б В Г 
11 А Б В  36 А Б В Г 
12 А Б В  37 А Б В Г 
13 А Б   38 А Б В Г 
14 А Б   39 А Б В Г 
15 А Б   40 А Б В Г 
16 А Б   41 А Б В Г 
17 А Б   42 А Б В Г 
18 А Б   43 А Б В Г 
19 А Б   44 А Б В Г 
20 А Б   45 А Б В Г 
21 А Б В Г 46 А Б В Г 
22 А Б В Г 47 А Б В Г 
23 А Б В Г 48 А Б В Г 
24 А Б В Г 49 А Б В Г 
25 А Б В Г 50 А Б В Г 
51 А Б В Г                               81 А Б   
52 А Б В Г 82 А Б   
53 А Б В Г 83 А Б   
54 А Б В Г 84 А Б   
55 А Б В Г 85 А Б   
56 А Б В Г 86 А Б   
57 А Б В Г 87 А Б   
58 А Б В Г 88 А Б   
59 А Б В Г 89 А Б   
60 А Б В Г 90 А Б   
61 А Б В  91 А Б   
62 А Б В  92 А Б   
63 А Б В  93 А Б   
64 А Б В  94 А Б   
65 А Б В  95 А Б В Г 
66 А Б В  96 А Б В Г 
67 А Б В  97 А Б В Г 
68 А Б В  98 А Б В Г 
69 А Б В Г 99 А Б В Г 
70 А Б В Г 100А Б В Г 
71 А Б В Г 101А Б В Г 
72 А Б В Г 102А Б   
73 А Б В Г 103А Б   
74 А Б В Г 104А Б   
75 А Б   105А Б   
76 А Б   106А Б В  
77 А Б   107А Б В  
78 А Б   108А Б В  
79 А Б   109А Б В  
80 А Б   110А Б В  

Тест по русскому языку как иностранному 

Базовый уровень  

ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА 

Контрольные матрицы 

Максимальное количество баллов — 110. 

А В                           26 А Б Г 
Б В 
Б В  27 Б В Г 
А А 
А Б  28 А Б Г 
В В 
А Б  29 А Б В 
В Г 
Б В  30 А В Г 
А Б 
А В  31 Б В Г 
Б А 
Б В  32 А Б В 
А Г 
А В  33 А Б Г 
Б В 
Б В  34 Б В Г 
А А 
10 А Б  35 А В Г 
В Б 
11 А В  36 Б В Г 
Б А 
12 А В  37 А Б В 
Б Г 
13 Б   38 А Б Г 
А В 
14 А Б  39 А Б Г 
В В 
15 А В  40 А В Г 
Б Б 
16 Б В  41 Б В Г 
А А 
17 А   42 А Б В 
Б Г 
18 Б   43 А Б Г 
А В 
19 Б   44 А Б В 
А Г 
20 А   45 А В Г 
Б Б 
21 Б В Г 46 А Б В 
А Г 
22 А Б Г 47 Б В Г 
В А 
23 А Б В 48 А Б В 
Г Г 
24 А Б В 49 А Б Г 
Г В 
25 А В Г 50 А В Г 
Б Б 
51 Б В Г                               81 Б   
А А 
52 Б В Г 82 А   
А Б 
53 А Б В 83 Б   
Г А 
54 А Б В 84 Б   
Г А 
55 А Б Г 85 Б   
В А 
56 А В Г 86 А   
Б Б 
57 А Б Г 87 А   
В Б 
58 А В Г 88 Б   
Б А 
59 А Б В 89 Б   
Г А 
60 Б В Г 90 А   
А Б 
61 А Б  91 А   
В Б 
62 А В Г 92 Б   
Б А 
63 А Б В 93 А   
Г Б 
64 А В  94 Б   
Б А 
65 Б В  95 Б   
А А 
66 А Б  96 А В Г 
В Б 
67 А Б  97 А Б Г 
В В 
68 А В  98 А Б В 
Б Г 
69 А Б Г 99 А В Г 
В Б 
70 А В Г 100Б   
Б А 
71 А Б Г 101Б   
В А 
72 Б   102Б   
А А 
73 Б   103А   
А Б 
74 А   104А   
Б Б 
75 Б   105Б   
А А 
76 Б   106Б   
А А 
77 А   107А   
Б Б 
78 А   108А В Г 
Б Б 
79 А   109А Б В 
Б Г 
80 А   110А Б В 
Б Г 

Методические рекомендации 

Цель теста 

Цель теста – проверка уровня сформированности языковой компетенции, необходимой для решения определенных коммуникативных задач в соответствии с «Государственным образовательным стандартом по русскому языку как иностранному. Базовый уровень».  

В процессе тестирования проверяются умения: 

  • различать значения лексических единиц и использовать их в заданном контексте; 
  • правильно употреблять предложно-падежные формы имен в  контексте высказывания; 
  • правильно использовать глагольные формы в определенном контексте и ситуациях; 
  • использовать структуру простого  и сложного предложения в предложенных контекстах. 

Процедура проведения теста. 

Время выполнения теста — 50 мин

Количество заданий – 110. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. 

Перед тестированием раздаются инструкция по выполнению теста и листы с матрицами, после знакомства с которыми (не более 5 минут) разрешается задавать вопросы по процедуре проведения теста. Затем выдается сам тестовый материал и начинается отсчет времени. 

В ходе выполнения теста задавать вопросы не разрешается. 

По истечении 50 мин. тестовые материалы  сдаются тестирующему. 

Обработка результатов тестирования 

Обработка и оценка результатов тестирования по каждой части теста осуществляется при помощи контрольных матриц, на которых указан балл оценки каждой ситуации выбора, а на месте правильных вариантов выбора сделаны прорези.  

Контрольная матрица при проверке накладывается на рабочую матрицу тестируемого, и результаты сличаются. При этом, если  выбор зафиксирован в дополнительной графе, он принимается за окончательный вариант ответа. 

После снятия контрольной матрицы минус-баллы подсчитываются и указываются на рабочей матрице внизу. 

Количество баллов, полученное тестируемым, фиксируется в итоговой контрольной матрице. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл, весь тест оценивается максимально в 110 баллов. 

При оценке результатов тестирования выделается 2 уровня: 

удовлетворительный – не менее 75% стоимости субтеста (не менее 82 баллов),  неудовлетворительный –менее 75% стоимости субтеста (менее 82 баллов). 

ЧТЕНИЕ 

Инструкция к выполнению теста 

  Время выполнения теста — 50 минут. 

  При выполнении теста можно пользоваться словарём. 

 Вы получили тест. Он состоит из 4 частей и 30 тестовых заданий.   Выберите правильный вариант ответа и отметьте соответствующую букву на матрице. Например: 

  А   (Б)   В   (Б — правильный вариант). 

  Если Вы ошиблись и хотите исправить ошибку, сделайте это так:  

  (А)   (Б)   В   (А — ошибка, Б — правильный вариант). 

  Отмечайте правильный выбор только на матрице, в тесте ничего не пишите, проверяется только матрица. 

Часть 1 

Задания 1-3. Прочитайте объявления. Что Вы должны делать, если правильно поняли их? 

  1. В субботу и в воскресенье студенты не учатся. 

Вы должны ходить на занятия в университет … .  

А) в выходные 

Б) шесть раз в неделю 

В) с понедельника по пятницу 

  1. Столовая работает с 12 до 15 часов. 

В столовой Вы можете … .    

А) позавтракать 

Б) поужинать  

пообедать 

  1. Экскурсия на границу Европа-Азия состоится в воскресенье, 15 сентября. 

А) экскурсия состоится в выходной день 

Б) экскурсия проходит по городу 

В) вы должны явиться на занятия 15 сентября 

Задания 4-15. Прочитайте фразу и найдите ту, которая является продолжением прочитанной. 

  1. Билеты в театр на январь будут продаваться с 1-го по 8-е декабря. Вы можете купить билеты … . 

А) в середине месяца 

Б) в конце декабря 

В) в начале декабря 

Г) в начале января 

  1. Магазин не работает до 2-х часов. Можно посетить магазин … . 

А) утром 

Б) в любое время 

В) после обеда 

  1. В аудитории идёт занятие, … . 

А) в аудитории сидят студенты 

Б) аудитория свободна 

В) аудитория закрыта на ключ 

  1. Сегодня холодно и идёт снег … . 

А) надо тепло одеться  

Б) сегодня чистое небо 

сегодня нет осадков 

  1. Мои родители не знают иностранных языков … . 

А) мои родители говорят по-русски и по-английски 

Б) мои родители говорят только на родном языке 

В) мои родители говорят на одном иностранном языке 

  1. Мой друг лёг спать, … . 

А) надо включить музыку 

Б) надо выключить свет 

В) можно пригласить гостей 

  1. Урал разделяет Европу и Азию. 

А) Урал находится и в Европе и в Азии 

Б) Урал находится в Азии 

В) Урал находится в Европе 

  1. У меня болит зуб, … . 

А) надо немного отдохнуть 

Б) надо пойти погулять 

В) необходимо идти к врачу 

  1. Здесь так жарко, … . 

А) закройте окно 

Б) включите обогреватель 

В) откройте окно 

  1. Сосед пригласил меня на день рождения, … . 

А) надо купить подарок 

Б) надо уехать из города 

надо пойти в театр 

  1. Мне нужен мяч, надо пойти … . 

А) в хлебный магазин 

Б) в «Спортивный» магазин 

В) в магазин «Одежда» 

  1. В январе у студентов сессия, … . 

А) они сдают экзамены 

Б) они сидят на занятиях 

В) они отдыхают 

ЧАСТЬ 2 

Прочитайте текст и выполните задания после него. 

Текст 1 

Трудный экзамен 

Андрей шёл в институт на экзамен. Он хорошо учился и знал, что сдаст его. Андрей думал о своей любимой девушке Лене. Они вместе учились в медицинском институте на втором курсе. Лена нравилась Андрею с первого курса. Сначала Андрей думал, что тоже нравится Лене. 

Год назад Андрея выбрали старостой группы. Он хотел, чтобы все студенты в группе учились хорошо. Но Лена училась не очень хорошо. Однажды она не сдала экзамен. Андрей должен был узнать, почему она не сдала экзамен. Он не знал, как это сделать. Он встретил Лену в институте и сказал ей, что им нужно поговорить. – Хорошо, – ответила Лена, – вечером мы вместе пойдём домой и поговорим.  

Вечером они шли по парку, Андрей с трудом начал разговор: 

  • Лена, я хочу тебе сказать… 
  • Я слушаю тебя, – ответила Лена. 
  • Не знаю, как начать, ты не обижайся, мне трудно говорить об этом… – Говори! 
  • Я хочу спросить, почему ты не сдала экзамен? 
  • Только об этом ты хотел поговорить? Ты никогда не забываешь, что ты староста группы! 

Лена быстро пошла вперёд одна. А Андрей думал о том, что он любит Лену, но не может сказать ей об этом. 

Лена сдала экзамен, получила «тройку». Андрей предложил ей заниматься вместе, хотел ей помочь. Но Лена сказала, что ей не нужна его помощь. Так продолжалось весь год. Андрей думал, что Лена ненавидит его. 

Когда они сдавали последний экзамен, Лена стояла одна и смотрела в окно. Пришёл преподаватель. Начался экзамен. Андрей отвечал первым и получил «пятёрку». Потом он стал ждать Лену. Он слышал, как она отвечала. Преподаватель ей задавал вопросы и получал ответ. Лена получила «пять». 

Андрей подошёл к ней и сказал, что рад за неё. Лена грустно ответила: 

  • Я хотела показать вам, что я не такая глупая. 

Андрей не мог молчать и сказал, что любит её. 

  • Андрей, я тоже давно тебя люблю, – тихо ответила Лена. 

Андрей и Лена были счастливы. Впереди было лето, отдых… Впереди была целая жизнь. 

Задания  16-20. 

Выберите вариант, который наиболее полно и точно отражает 

содержание текста. 

  1. О чём думал Андрей, когда шёл на экзамен?  

А) об экзамене 

Б) о своей группе 

В) о своей девушке    

  1. Почему Андрей хотел, чтобы все студенты в его группе хорошо учились? 

А) его просили об этом преподаватели 

Б) он был старостой группы 

В) он помогал студентам готовиться к экзамену 

  1. О чём говорили первый раз Андрей и Лена? 

А) о том, что Лена не сдала экзамен 

Б) о любви В) о группе 

  1. Почему они ссорились, когда начинали разговор? 

А) потому что не нравились друг другу 

Б) потому что Андрей грубо разговаривал с Леной 

В) потому что Лена ждала других слов 

  1. Что случилось, когда Лена сдала экзамен на 5? 

А) Андрей не был рад за Лену 

Б) Лена не хотела разговаривать с Андреем 

В) они оба сказали, что любят друг друга 

Текст 2. 

О жизни Владимира Ивановича Даля 

В.И. Даль родился в 1801 году в городе Луганске. Детство прошло в Николаеве. В 13 лет Владимир поехал учиться в Петербург. Он закончил там Морской корпус и 5 лет служил моряком на Чёрном и Балтийском морях. Здоровье Даля было слабым. Он решает поступить на медицинский факультет. 

Владимир Иванович был человек необыкновенный. За свою долгую жизнь он был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Но главное дело жизни было – собирать русские слова. 

Он ездил по России и в это время слушал речь разных людей, с которыми встречался, записывал слова и их значение. Количество слов, которые собирал Даль увеличивалось очень быстро. Даль собрал 200 тысяч слов. Сначала все слова принадлежали ему одному, они были записаны в его тетрадях. Владимир Иванович хотел отдать их всем, сберечь живой язык народа. 

Он решил составить словарь, все слова собрать вместе, в большой книге. Тогда все люди, которые захотят иметь такой словарь, смогут купить его, пользоваться им. 

Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». Этот словарь объяснял, толковал значения слов, отсюда его название. 

Первые читатели словаря восхищались: 

– Это не простой, это необычный словарь, его читать очень интересно.  

Даль рассказывает об истории жизни русского народа. Читая словарь, можно многое узнать о том, какие дома строили русские люди, какую одежду носили, какие печи делали в домах, на чём ездили, как растили хлеб, сажали сады. Мы можем узнать и о русской свадьбе, и о том, как учили детей, как варили еду и очень много другого. 

Больше ста лет прошло, как появился словарь, но этот словарь Даля попрежнему очень интересно читать, потому что автор использовал при объяснении слов много мудрых и весёлых пословиц. Словарь можно читать как книгу, получать удовольствие от чтения. Пушкин высоко ценил творчество Даля.  

Даль не только собирал слова и создал 4-х томный словарь. Он интересовался природой, а когда много ездил по Оренбургскому краю, собирал экспонаты. Его избрали членом Академии Наук. 

Даль был очень скромным человеком, хотя с 1841 г. 8 лет служил в Петербурге крупным министерским чиновником. 

Даль был против заимствований слов из других языков, он считал, что всё можно выразить русскими словами. В.И.Даль создал словарь, который интересен и в наше время. Это был удивительно талантливый человек. 

Задания  21-30. 

Выберите высказывания, которые наиболее точно соответствуют 

данному тексту. 

  1. Когда родился В.И. Даль? 

А) в 18 веке 

Б) в 19 веке В) в 20 веке 

  1. Даль окончил … . 

А) Морской корпус Б) Медицинский факультет 

В) Морской корпус и Медицинский факультет 

  1. За долгую жизнь главным его делом была … . 

А) медицина 

Б) лингвистика 

В) литература 

  1. Даль собрал для словаря … . 

А) несколько десятков слов 

Б) несколько сотен слов В) несколько тысяч слов 

  1. Даль хотел создать словарь … . 

А) для всех  

Б) для себя 

В) для друзей 

  1. Из словаря Даля можно узнать … . 

А) о культуре русского народа 

Б) о жизни иностранцев 

В) о жизни В.И. Даля 

  1. Поэт А.С. Пушкин … . 

А) не был знаком со словарём Даля 

Б) с удовольствием прочёл словарь Даля 

В) ничего не сказал о словаре Даля 

  1. Даль был не только составителем словаря, но и … . 

А) моряком 

Б) учителем 

В) военным 

  1. Даль в свой словарь включил … . 

А) русские и иностранные слова 

Б) только русскую лексику 

В) только иностранные слова 

  1. Содержанию текста более всего соответствует название: … . 

А) «Детство В.И. Даля»  

Б) «Юность В.И. Даля» 

В) «Жизнь замечательного человека» 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ  

ЧТЕНИЕ 

Рабочие матрицы 

Максимальное количество баллов — 180 

______________________       ___________________           ______________ 

  Имя, фамилия страна                 дата 

А Б В                16 А Б В 
А Б В 17 А Б В 
А Б В 18 А Б В 
А Б В 19 А Б В 
А Б В 20 А Б В 
А Б В 21 А Б В 
А Б В 22 А Б В 
А Б В 23 А Б В 
А Б В 24 А Б В 
10 А Б В 25 А Б В 
11 А Б В 26 А Б В 
12 А Б В 27 А Б В 
13 А Б В 28 А Б В 
14 А Б В 29 А Б В 
15 А Б В 30 А Б В 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ  

ЧТЕНИЕ 

Контрольные матрицы 

Максимальное количество баллов – 180 

А Б В                16 А Б В 
А Б В 17 А Б В 
А Б В 18 А Б В 
А Б В 19 А Б В 
А Б В 20 А Б В 
А Б В 21 А Б В 
А Б В 22 А Б В 
А Б В 23 А Б В 
А Б В 24 А Б В 
10 А Б В 25 А Б В 
11 А Б В 26 А Б В 
12 А Б В 27 А Б В 
13 А Б В 28 А Б В 
14 А Б В 29 А Б В 
15 А Б В 30 А Б В 

Методические рекомендации 

ЧТЕНИЕ 

Цель теста  

Цель теста —  проверка уровня сформированности речевых навыков и умений в чтении для решения определенных коммуникативных задач.  Объектами контроля являются следующие умения: 

  • прогнозировать ответную реплику на базе прочитанной; 
  • прогнозировать содержание, которое может быть продолжением прочитанного сообщения; 
  • понять основную информацию, содержащуюся в тексте, а так же некоторые детали, несущие важную смысловую нагрузку; 
  • адекватно воспринимать предложенную интерпретацию текста; 
  • полно, точно, глубоко понять основную информацию и важные элементы дополнительной информации текста. 

Процедура проведения теста Время выполнения теста – 50 минут. 

Форма выполнения задания. Кандидату предъявляется тест и стандартная матрица для фиксации ответов. При выполнении теста тестируемый может пользоваться словарем. 

Обработка результатов тестирования 

Обработка и оценка результатов тестирования производится при помощи контрольной матрицы, которая накладывается на матрицы, заполненные тестируемым.  

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 6 баллов. Весь тест по чтению оценивается в 180 баллов. 

При оценке результатов тестирования выделяется 2 уровня: 

удовлетворительный – 75% стоимости субтеста (не менее 135 баллов); неудовлетворительный – менее 75% стоимости субтеста (менее 135 баллов). 

Базовый уровень 

Субтест 3. Письмо Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста – 50 минут. 

Тест состоит из 2 заданий. 

При чтении текста в первом задании можно пользоваться словарём. 

Задание 1. Ваш друг не знает, что подарить подруге на Восьмое марта. 

Напишите ему,  как решил эту проблему герой рассказа «Мимозы».  

Данные вопросы помогут Вам написать об этом. 

  1. Что Андрей дарил Наташе раньше? 
  2. Что Андрей решил подарить Наташе на Восьмое марта? Почему? 
  3. Где Андрей искал подарок Наташе? 
  4. В цветочном магазине были мимозы? 
  5. О чём Андрей рассказал старику? 
  6. Кто продал цветы Андрею? Почему? 
  7. Почему Андрей ехал домой гордый и счастливый? 

Мимозы 

Как настоящий мужчина, Андрей плохо знал, что нужно дарить женщинам. Конечно, его жена Наташа всегда была рада его подаркам. Но духи, которые раньше Андрей подарил ей, жена никогда не открывала. Они всегда стояли в шкафу. 

— Почему? – думал Андрей. – Я же купил духи в красивой коробке?! 

Так было и с другими подарками. Например, театральную сумку, подаренную Андреем, она брала только в магазин и никогда не брала в театр. 

Несколько дней назад Наташа сказала, что видела в киоске мимозы, но она шла на работу и у неё не было времени, поэтому она не купила любимые цветы. 

Андрей вспомнил этот разговор вечером седьмого марта. Завтра Восьмое марта – любимый праздник женщин. Нужно купить подарок жене! Андрей решил подарить Наташе мимозы. Вечером он пошёл в цветочный магазин, но мимоз там не было. 

Продавщица сказала, что мимозы были утром, и предложила купить тюльпаны. 

Андрей устал, был голоден, хотел скорее домой и почти согласился. Но вдруг он вспомнил, что Наташа всегда дарила ему именно те подарки, о которых он мечтал. Наташа всегда старалась выполнить все его желания. 

  • Я должен обязательно найти мимозы! – подумал Андрей. 
  • Как вы думаете, где сейчас можно купить мимозы? – спросил он у продавщицы. 
  • Не знаю, – ответила она, – может быть, в киоске на площади, около драматического театра, ещё есть мимозы. 

Андрей поехал к театру. Он сел на автобус, проехал несколько остановок и вышел на площади. В киоске не было мимоз.  

  • Утром были, – сказала симпатичная девушка-продавщица, – а сейчас нет. Приходите завтра, может быть, привезут. 

Но Андрей не хотел «завтра». Он хотел, чтобы Наташа получила сегодня вечером свои любимые цветы. 

Девушка посоветовал ему пойти в цветочный магазин, который был совсем рядом, на следующей улице. 

  • У вас есть мимозы? – спросил Андрей. 
  • Нет, к сожалению, — ответил старик-продавец и улыбнулся. 

И тут Андрей, сам не зная почему, рассказал старику о том, как весь вечер искал мимозы и как ему хочется обязательно купить их жене. 

  • Понимаю вас, сказал старик. – Многие молодые люди думают, что цветы – это не подарок. Но это не так. Женщины знают, что цветы многое могут сказать о любви. Андрей решил идти дальше искать мимозы, но вдруг услышал: 
  • Молодой человек, можно вас на минуту? У меня есть один букет, я оставил его для дочери. Но я вижу, что вам очень нужны цветы. А дочери пусть муж купит мимозы. Это его дело. Правильно я говорю? 
  • Конечно, правильно! – радостно сказал Андрей и был готов поцеловать продавца. – Большое Вам спасибо! 

Гордый и счастливый Андрей ехал домой. В руках у него был букет жёлтых мимоз, о которых мечтала Наташа. 

Задание 2. Вы хотите переписываться с жителем России. Напишите ему письмо и расскажите о себе. В рассказе должно быть не менее 10 предложений. Данные ниже вопросы помогут Вам. 

Как Вас зовут? Кто Вы? Сколько Вам лет? Откуда Вы приехали? Кто Ваши родители? Где они живут? Где Вы живёте сейчас? Где Вы учитесь? 

Сколько времени Вы учитесь? Что Вы делаете в свободное время? 

ПИСЬМО 

Контрольный лист экспертной оценки к заданию 1 (общая стоимость – 40 баллов). 

____________________________________ Фамилия, имя тестируемого, страна, дата

  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  40 БАЛЛОВ 
1. Адекватность создаваемого тестируемым текста цели, поставленной в задании.  
2. Полнота представления информации текста-источника (-5 баллов за пропуск информативно значимого фрагмента текста).   
3. Точность передачи информации текста-источника (-5 баллов за каждое нарушение).  
4. Логичность и связность изложения информации (-2 балла за каждое нарушение).  
5. Коммуникативно значимые ошибки (-2 балла за каждую).  
6. Коммуникативно незначимые ошибки (-0,5 балла за каждую).  
 Итого:  

Поощрительные баллы (плюс-баллы) за выполнение  

задания 1 

7. Полнота и развернутость высказывания  (+3 балла).  
8. Элементы самостоятельности использовании языковых средств (+3 балла).  
 Итого:  
 Общая оценка по заданию 1:  

В задании 2 проверяется умение построить письменное монологическое высказывание с заданной коммуникативной установкой и опорой на вопросы. 

Контрольный лист экспертной оценки к заданию 2 (общая стоимость – 40 баллов). 

____________________________________ 

  Фамилия, имя тестируемого, страна, дата 

  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  40 БАЛЛОВ 
1. Адекватность создаваемого тестируемым текста цели, поставленной в задании.  
2. Соответствие заданному объему высказывания (-1 балл за пропуск информационной единицы).  
3. Логичность и связность изложения (-2 балл за каждое нарушение).  
4. Коммуникативно значимые ошибки (-2 балла за каждую).  
5. Коммуникативно незначимые ошибки (-0,5 балла за каждую).  
 Итого:  

Поощрительные баллы (плюс-баллы) за выполнение задания 2 

6. Полнота и развернутость высказывания (+3 балла).  
7. Элементы самостоятельности в использовании языковых средств (+3 балла).  
 Итого:  
 Общая оценка по заданию 2:  

Примечания к контрольным листам экспертной оценки по заданиям 1-2 

  1. При неадекватности решения основной коммуникативной задачи ответ не оценивается (снимается стоимость задания –40 баллов). При несоблюдении параметров, указанных в п.2, 3, 4 контрольного листа из общей стоимости задания (40 баллов) вычитается соответствующее количество баллов. 
  2. Под коммуникативно значимыми ошибками понимается лексикограмматические и стилистические ошибки, влияющие на решение коммуникативной задачи. 
  3. Ошибки, связанные с использованием языкового материала, выходящего за рамки данного уровня, не учитываются. 
  4. Если общее количество ошибок, допущенных при выполнении задания, превышает 15 баллов, задание не засчитывается. 
  5. Общая оценка каждого из заданий не должна превышать стоимости задания (40 баллов за 1 задание и 40 баллов за 2 задание). 

Методические рекомендации 

Субтест 3. Письмо 

Цель теста 

Цель субтеста – проверка уровня сформированности речевых навыков и умений, необходимых для фиксации в письменной форме полученной информации; умение письменно представить некоторые сведения в соответствии с коммуникативной установкой. 

В процессе тестирования проверяется: 

  1. адекватность речевого поведения тестируемого при решении определенных коммуникативных задач: умение записать основное содержание каждой формально-смысловой части предъявленного текста с опорой на вопрос; умение построить письменное монологическое высказывание на предложенную тему в соответствии с коммуникативной обстановкой; 
  2. владение языковым и речевым материалом, необходимым для письменного общения в рамках тем информационно-тематического минимума, объем которого определяется Стандартом базового сертификационного уровня владения русским языком как иностранным. 

Процедура проведения теста 

Время выполнения теста – 50 минут. 

При выполнении заданий теста тестируемый может пользоваться словарем. 

Тестируемому выдаются тексты и материалы заданий, которые остаются у тестируемого до окончания работы. 

Обработка результатов тестирования 

Обработка и оценка результатов тестирования проводится на основе экспертной оценки письменных работ тестируемых.  

Весь тест по письму оценивается в 80 баллов. 

При оценке результатов тестирования по письму выделяется 2 уровня: удовлетворительно – 75% стоимости субтеста (60 баллов и выше); неудовлетворительно – менее 75% стоимости субтеста (менее 60  баллов). 

Итоговая контрольная таблица по субтесту «Письмо» 

Базовый уровень 

     №  Задания  Максимальное количество баллов Количество баллов, полученное тестируемым 
        1                 40  
        2 40  
   

Итого: 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ  

Субтестт 4. Аудирование 

Инструкция к выполнению теста 

  Время выполнения теста — 30 минут. 

  При выполнении теста пользоваться словарём нельзя. 

  Тест состоит из 5 частей, 30 заданий. 

 После каждого прослушанного сообщения выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву на матрице. Например: 

  А    (Б)   В  (Б — правильный вариант) 

Если Вы ошиблись и хотите исправить свою ошибку, сделайте это так: 

  (А)    (Б)   В  ( А — ошибка, Б — правильный вариант). 

  Все аудиотексты звучат два раза. 

Звучащие материалы  

(только для преподавателя, тестируемым выдается только матрица) 

Часть I 

  Задания 1 — 5.  Прослушайте фразы и выберите синонимичные. 

  1. Вы хотите сегодня пойти в театр? 

  (А) Вы часто ходите в театр? 

  (Б) Вы пойдете сегодня театр? 

  (В) Вы любите ходить в театры? 

  1. После занятий будет встреча студентов с деканом факультета. 

  (А) Декан  будет говорить со студентами. 

  (Б) Декан завтра встретится со студентами. 

  (В) Мы познакомились со своим деканом. 

  1. В субботу у студентов будут занятия по английскому языку. 

  (А) Студенты в среду будут изучать английский язык. 

  (Б) В субботу у студентов будут занятия по русскому языку. 

  (В) Студенты в субботу будут изучать английский язык. 

  1. Одевайтесь теплее! На улице очень холодно. 

  (А) Нужно надеть тёплые вещи. 

  (Б) Нужно взять зонтик. 

  (В) Нужно пойти на улицу. 

  1. Запишите ваше новое расписание. 

  (А) Сейчас вы узнаете новое расписание. 

  (Б) Сейчас вы запишете новые слова. 

  (В) Сейчас вы будете заниматься. 

Часть II 

  Задания 6 — 8. Прослушайте диалоги и выполните задания к ним. 

— Сергей, я звонила тебе, хотела пригласить в кино. 

— Я ходил в кино вчера. Смотрел новый, очень интересный фильм. 

— Ты ходил один? 

— Нет, с сестрой и ее другом. Они пригласили меня. Сказали, что мне нужно отдохнуть от занятий в университете.  

  1. Они говорили … . 

  (А) о сестре 

  (Б) о кино 

  (В) об университете 

— Привет, Джейсон! Чем ты занимаешься? 

— Я читаю рассказы Чехова по-русски. 

— Тебе нравится Чехов? 

— Да, конечно. Я ведь учусь в университете и хочу стать филологомрусистом. До приезда в Россию  я хотел стать журналистом и работать в Америке. 

— А я мечтаю стать врачом, еще в детстве я всегда играла в больницу, мне нравилось лечить, делать операции. 

  1. Джейсон будет … . 

  (А) филологом 

  (Б) журналистом 

  (В) врачом 

— Привет, Инна! Где ты отдыхала в каникулы? 

— Я была в Петербурге.  

— Я сам екатеринбуржец, но очень люблю Санкт-Петербург. 

— По-моему, это самый красивый город в России. И самое прекрасное – это белые ночи. 

— Я согласен. Но и Москва – тоже очень красива! 

  1. Инна ездила  … . 

  (А) в Москву 

  (Б) в Екатеринбург 

  (В) в Петербург 

Часть III 

Задания 9 — 18. Прослушайте диалоги и выполните задания к ним. 

— Здравствуй, Саша! Давно тебя не видел. Где ты пропадал? 

—Привет, Андрей! Ты знаешь, я недавно начал    самостоятельно    изучать  французский язык. 

— Ты был во Франции? 

— Нет, я никогда не был во Франции, но много читал о ней, мне нравится эта страна, и я хочу читать книги по-французски. 

  1. Друзья  часто видят друг друга.                                                                               

  (А) да 

  (Б) нет 

  1. Саша изучает французский язык. 

  (А) да 

  (Б) нет 

  1. Саша не ездил во Францию. 

  (А) да 

  (Б) нет 

  1. Андрей интересуется Францией. 

  (А) да 

  (Б) нет 

— Алла! Скоро день рождения у моей сестры Даши. 

— Я помню об этом, Наташа. А что мы ей купим в подарок? 

— Я думаю, цветы, она очень любит цветы. Пойдем сейчас вместе в цветочный магазин? 

— Конечно. Я согласна. … Но куда же ты, Наташа? Зачем ты идешь в магазин «Одежда»? 

— Я только на минутку, посмотреть, что там есть. … Ой, какая красивая кофточка! Я хочу ее примерить. 

— А подарок сестре? 

— Ах, прости, я совсем забыла. А, вот, цветочный магазин рядом.  

Кстати, Даша любит розы. Давай купим ей их. 

—Отлично.  

  1. Это разговаривали … . 

  (А) две сестры 

  (Б) мать и дочь 

  (В) две подруги 

  1. Наташа сказала, что у ее … скоро будет день рождения. 

  (А) брата 

  (Б) сестры 

  (В) подруги 

  1. Наташа решила купить в подарок  … 

  (А) цветы 

  (Б) кофточку

  (В) книгу 

  1. Девушки решили пойти в магазин… . 

  (А) «Книги» 

  (Б) «Одежда»  

  (В) «Цветы» 

  1. Сначала Наташа зашла в магазин  … . 

          (А) «Книги» 

  (Б) «Одежда»  

  (В) «Цветы» 

  1. Девушки решили купить Даше   … . 

  (А) флоксы 

  (Б) розы  

  (В) сирень 

Часть IV 

Задания 19 -23. Прослушайте текст и выполните задания к нему. 

Дорогие друзья! Прослушайте, пожалуйста, объявление. 

 Приглашаем вас на экскурсию в старинный город Невьянск. 

Экскурсия состоится в пятницу. Автобус будет ждать Вас в 11 часов около железнодорожного вокзала. Время в пути – 2 часа. В 13 часов мы пообедаем в кафе и познакомимся с гидом, который будет показывать нам город. После обеда в 14 часов мы поедем осматривать город.  

На экскурсии вы увидите исторический центр города, старинную невьянскую башнюи посетите музеи. Ваш гид  расскажет вам, как жили  люди несколько веков назад. Вы сможете сфотографировать интересные исторические памятники, красивые здания. После ужина, который состоится в 18 часов  и небольшого отдыха,  мы поедем назад и будем в Екатеринбурге поздно вечером, в 21 час. 

Дорогие друзья! Мы уверены, это будет для вас незабываемое путешествие. Прекрасный старинный город Невьянск  ждет вас. 

  1. Вы слушали объявление  о приглашении на … . 

  (А) курсы русского языка 

  (Б) интересную экскурсию 

  (В) праздничный ужин 

  1. Поездка будет продолжаться … . 

  (А) три дня 

  (Б) два дня 

  (В) один день 

  1. Экскурсовод в городе Невьянске покажет … . 

  (А) старинные исторические места 

  (Б) картины русских художников  

  (В) природу Среднего Урала 

  1. Экскурсовод расскажет  … . 

  (А) как жили люди много лет назад 

  (Б) какая погода будет в этот день 

  (В) новости радио и телевидения 

  1. Экскурсия состоится  … . 

  (А) в четверг

  (Б) в пятницу

  (В) в субботу 

Задания 24 -30. Прослушайте текст и выполните задания к нему. 

Я хочу рассказать историю, которая во многом определила моё отношение к миру. Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хорошие они или плохие, я вспоминаю этот случай из детства. 

Мы жили в деревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, мы искали обувь, и зашли по дороге в книжный магазин. Там я увидел книгу. Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. Я очень хотел, чтобы отец купил книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». Книга была дорогой. 

Дома я целый вечер говорил только о книге. И вот через две недели отец дал мне деньги. 

Когда на другой день мы шли к магазину, мне было страшно: «А вдруг книгу уже продали?» Нет, книга лежала на месте. 

Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какую книгу я везу. Многие садились рядом, чтобы посмотреть картинки. Весь вагон радовался моей покупке. И на полчаса я стал центром внимания. 

Поезд отошёл от Москвы. Побежал мимо окон лес. Я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля, которые бежали за окном.  

И вдруг, о ужас! Книга упала и оказалась между двойными окнами вагона. Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который старался достать книгу. Через минуту уже весь вагон помогал нам. 

А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. Я плакал и не хотел выходить из вагона. Лётчик обнял меня и сказал: 

Ничего, поезд ещё долго будет идти. Мы достанем книгу и пришлём обязательно. Где ты живёшь? 

Я плакал и не мог говорить. Отец дал лётчику адрес. На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс и книгу. 

  • Достал? 
  • Достал, — засмеялся отец. 

Это была та самая книга. Я засыпал с книгой в руках. 

А через несколько дней к нам пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её». 

А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три, — семь одинаковых книжек. 

С того времени прошло почти 30 лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось самое главное — хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. Осталась уверенность: хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что 

есть в нём хорошего.                                                                      (По В.Пескову) 

  1. Текст может быть назван… . 

     (А) «Моё  детство»  

     (Б) «Добрые люди» 

     (В) «Поездка на дачу» 

  1. Отец с сыном поехали в город, чтобы купить… . 

      (А) книгу 

      (Б) обувь 

      (В) пальто 

  1. Отец в первый день не купил книгу, потому что… . 

      (А) не хватило денег 

      (Б) не хотел её покупать 

      (В) она ему не понравилась 

  1. На следующий день… . 

      (А) книга была уже продана 

      (Б) они купили книгу 

      (В) они остались дома 

28.Мальчик плакал и не хотел… . 

     (А) отдавать книгу отцу 

     (Б) дарить книгу летчику 

     (В) выходить из поезда 

29.Сколько книг получил мальчик позднее? 

     (А) одну 

     (Б) пять 

     (В) семь 

30.Мальчик понял, что на Земле больше … людей. 

     (А) забывчивых 

     (Б) добрых 

     (В) плохих 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ  

АУДИРОВАНИЕ 

Рабочие матрицы 

Максимальное количество баллов — 180 

____________________________        ___________             _____________ 

  Имя, фамилия страна                 дата 

А Б В                16 А Б В 
А Б В 17 А Б В 
А Б В 18 А Б В 
А Б В 19 А Б В 
А Б В 20 А Б В 
А Б В 21 А Б В 
А Б В 22 А Б В 
А Б В 23 А Б В 
А Б  24 А Б В 
10 А Б  25 А Б В 
11 А Б  26 А Б В 
12 А Б  27 А Б В 
13 А Б В 28 А Б В 
14 А Б В 29 А Б В 
15 А Б В 30 А Б В 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ  

АУДИРОВАНИЕ 

Контрольные матрицы 

Максимальное количество баллов — 180 

А Б В                16 А Б В 
А Б В 17 А Б В 
А Б В 18 А Б В 
А Б В 19 А Б В 
А Б В 20 А Б В 
А Б В 21 А Б В 
А Б В 22 А Б В 
А Б В 23 А Б В 
А Б  24 А Б В 
10 А Б  25 А Б В 
11 А Б  26 А Б В 
12 А Б  27 А Б В 
13 А Б В 28 А Б В 
14 А Б В 29 А Б В 
15 А Б В 30 А Б В 

Методические рекомендации 

Цель теста 

Цель субтеста – проверка уровня сформированности навыков и умений, необходимых для понимания аудитивно представленной информации. 

В процессе тестирования проверяется умение адекватно воспринимать на слух информацию, необходимую для решения определенных коммуникативных задач и умение ориентироваться в речевых ситуациях и темах, актуальных для уровня владения языком. 

В области диалогической речи проверяются следующие умения: 

  • понимать тему и основное содержание диалога; 
  • понимать коммуникативные намерения участников диалога. 

В области монологической речи проверяются следующие умения: 

  • идентифицировать содержательно-смысловое значение высказывания; 
  • понимать основную информацию текста и дополнительную информацию каждой смысловой части. 

Структура и содержание теста 

Тест состоит из 6 текстов, 30 заданий и инструкции к их выполнению. 

Задания 1-5, 24-30 – проверка уровня сформированности навыков и умений восприятия монологической речи. 

Задания 6-23 – проверка уровня сформированности навыков и умений восприятия диалогической речи. 

Предъявляются  тексты смешанного типа, тестовые задания с тремя вариантами выбора в звучащей форме, стандартная матрица. Выбор осуществляется после двухкратного прослушивания каждого аудиотекста. 

Процедура проведения теста по аудированию Время выполнения теста – 30 минут. 

Количество заданий – 30. 

При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Выбор варианта ответа фиксируется только на матрице. 

Обработка результатов тестирования 

Обработка и оценка результатов тестирования проводится при помощи контрольной матрицы, которая накладывается на матрицы, заполненные тестируемым. На матрице указано максимальное количество баллов за тест; на месте правильных вариантов выбора сделаны прорези.  

Весь тест по аудированию оценивается в 180 баллов. 

При оценке результатов тестирования по письму выделяется 2 уровня: 

удовлетворительно – не менее 75% стоимости субтеста (135 баллов и выше); неудовлетворительно – менее 75% стоимости субтеста (менее 135  баллов). 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ   

ГОВОРЕНИЕ 

Инструкция к выполнению теста 

  Время выполнения теста — 50 минут.  

  Тест состоит из 4 заданий (13 позиций). 

  При чтении задания 3 можно пользоваться словарём. 

  Ваши ответы записываются на плёнку. 

Инструкция к выполнению задания 1 (позиции 1-5) 

Время выполнения заданий – до 3 минут. 

  Задания выполняются без подготовки. Вам нужно принять участие в диалогах. Вы слушаете вопрос преподавателя и отвечаете ему. Если Вы не успеете дать ответ, не задерживайтесь, слушайте следующий вопрос.  Помните, что Вы должны дать полный ответ, ответы «да», «нет», «не знаю» не являются полными. 

Задание 1. Примите участие в диалоге. Ответьте собеседнику. 

1. –Сколько стоят эти яблоки? 

— … . 

2. – Что вы будете делать в воскресенье? 

— … . 

3. – Скажите, как доехать до цирка?  

— … . 

4. —  Скажите, пожалуйста, сколько времени? 

— … . 

5. — Завтра вечером у меня будут гости. Посоветуйте, что купить на ужин. 

— … . 

Инструкция к выполнению задания 2 (позиции 6-10) 

  Задание выполняется без подготовки. Вам нужно принять участие в диалогах. Вы слушаете описание ситуации и начинаете диалог. Если ситуация покажется Вам трудной, переходите к следующей. 

Задание 2. Познакомьтесь с описанием ситуации. Начните диалог. 

6. В книжном магазине вы хотите купить словарь. Объясните это продавцу. 

— … . 

7. Объясните врачу, что у вас болит. 

— … . 

8. У подруги день рождения. Поздравьте её. 

— … . 

9. Расскажите, где, когда и как вы отдыхаете летом. 

— … . 

10. Позвоните другу и пригласите его в кино. 

— … . 

Инструкция к выполнению задания 3 (позиции 11-12) 

 Время выполнения задания — до 23 минут (подготовка — 15 минут, ответ — до 8 минут). 

  При чтении текста можно пользоваться словарём. 

  Задание 3. Прочитайте текст, расскажите, какая проблема интересует автора. 

Как найти друзей? 

(Письмо в журнал) Мне 19 лет, я живу в большом городе. 

Я учусь в университете на филологическом факультете. Читаю книги, а в свободное время хожу в оперу, в театр. Ещё по вечерам я изучаю французский язык. 

Но всё это я могла бы делать, если бы не училась в университете. 

Я думала, что студенческая жизнь — какая-то особенная жизнь: весёлые вечера, интересные разговоры с интересными людьми и многое другое. 

Но вот моя жизнь. Почти весь день я, как и все студенты, провожу в университете. Прихожу домой после пяти-шести часов вечера, ужинаю, смотрю телевизор. Потом занимаюсь. И так каждый день. 

Иногда бывают студенческие вечера и дискотеки. Туда ходят почти все студенты, и я тоже хожу. Я хочу познакомиться с кем-нибудь и поговорить. Но на вечерах я часто стою весь вечер у стены, меня редко приглашают танцевать. Я смотрю на девушек и юношей, которые танцуют, и вижу, что они не разговаривают, они молчат. 

Однажды я спросила молодого человека, когда мы танцевали, почему он молчит. Он ответил мне, что на дискотеке танцуют, а не разговаривают. 

Я изменилась, раньше я была весёлой, а теперь часто бываю грустной. В моей группе меня считают серьёзной. Но у меня нет близкой подруги и друга, с которыми можно говорить обо всём.  

Меня интересует: где и как найти друзей. Как эту проблему решают другие молодые люди? 

Прошу ответить на моё письмо в журнале. 

Спасибо. 

Марина. 

12. Перескажите текст.  

Инструкция к выполнению задания 4 (позиция 13) 

 Время выполнения задания — 20 минут (10 минут — подготовка, 10 минут — ответ). 

  Вы должны подготовить сообщение на предложенную тему (не менее 

12 фраз). 

 Вы можете составить план сообщения, но не должны читать своё сообщение. 

  Задание 4 (позиция 13). 

Расскажите русским друзьям, какой спорт особенно популярен в вашей стране. 

Вы должны рассказать: 

  • в какой стране вы живете; 
  • каким спортом обычно занимаются летом (зимой); 
  • какой вид спорта предпочитают мужчины, женщины, молодые люди; 
  • любите ли вы спорт, ходите ли в спортивный зал, на стадион или в фитнес-клуб; 
  • какие спортивные программы можно посмотреть по телевизору; 
  • знаете ли вы имена олимпийских чемпионов и чемпионов мира; 
  • каким видом спорта вы занимались в школе; 
  • занимаетесь ли спортом сейчас (во время каникул, отпуска, в выходные дни); 
  • занимаются ли спортом ваши друзья, подруги, родные. 

ГОВОРЕНИЕ 

Контрольный лист экспертной оценки к заданиям 1-2 (общая стоимость – 60 баллов). 

  ____________________________________  Фамилия, имя тестируемого, страна, дата 

  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Задание 1 25 баллов Индекс – 5 бал. 5 * 6 = 30 баллов  Задание 2 30 баллов Индекс – 6 бал. 5 * 6 = 30 баллов 
позиции позиции 
1. Адекватность решения коммуникативной задачи           
2. Нарушение норм речевого этикета (-0,5 балла за каждый случай).   
3. Коммуникативно значимая ошибка (-1 балл за каждую).   
4. Коммуникативно незначимая лексико- грамматическая ошибка (-0,5 за каждую).   
5. Грубые нарушения фонетикоинтонационных норм на нефонематическом уровне (-2 балла за каждое задание).   
 Итого:  

Поощрительные баллы (плюс-баллы) за выполнение заданий 1 – 2 

6. Максимально полное использование средств речевого этикета (+1 балл).  
7. Соответствие фонетико-интонационным нормам (+1 балл).  
8. Развёрнутость высказывания (+ 1 балл).  
 Итого:  
 Общая оценка по заданиям 1-2:  

Примечания к контрольному листу экспертной оценки по заданиям 1-2: 

  1. При неадекватном решении основной коммуникативной задачи ответ не оценивается (снимается стоимость одной позиции (одного диалога) –  6 баллов. 

При несоблюдении параметров, указанных в пп. 1-5, из общей стоимости задания (25 или 30 баллов) вычитается соответствующее количество баллов. 

  1. Под коммуникативно-значимой ошибкой понимаются лексикограмматические, фонетические ошибки или ошибки интонационного характера, влияющие на решение коммуникативной задачи. 

В задании 3 оцениваются речевые навыки и умения в монологической речи репродуктивного и репродуктивно-продуктивного типа 

(воспроизведение текста и беседа по его содержанию). 

Контрольный лист экспертной оценки к заданию 3 (общая стоимость – 60 баллов). 

      __________________________________ 

      Фамилия, имя тестируемого, страна, дата 

  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  60 БАЛЛОВ  
1. Адекватность воспроизведения содержания прочитанного текста.  
2. Точность воспроизведения информации текста (-5 баллов за каждое искажение информации).  
3. Полнота воспроизведения текста (-5 баллов за пропуск смысловой части).  
4. Логичность и связность изложения (-2 балла за каждое нарушение).  
5. Коммуникативно значимые ошибки (-2 балла за каждую).  
6. Коммуникативно незначимые ошибки (-0,5 балла за каждую).  
7. Грубые нарушения фонетико-интонационных норм на нефонематическом уровне (-2 балла за задание).  
 Итого:  

Поощрительные баллы (плюс-баллы) за выполнение задания 3 

8. Полнота и развернутость высказывания при обсуждении текста (+5 баллов)  
9. Элементы самостоятельности в интерпретации содержания текста и в использовании языковых средств (+5 баллов).  
10. Соответствие фонетико-интонационным  
нормам (+1 балл за 3 и 4 задание). 
 Итого: 
 Общая оценка по заданию 3: 

В задании 4 оцениваются речевые навыки и умения монологической речи в определенном тематическом диапазоне (продуктивный тип речи). 

Контрольный лист экспертной оценки к заданию 4 (общая стоимость – 60 баллов). 

____________________________________ 

        Фамилия, имя тестируемого, страна, дата 

  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  60 БАЛЛОВ 
1. Адекватность решения коммуникативной задачи.  
2. Соответствие высказывания предложенной теме (-10-30 баллов за отклонение от темы).  
3. Объем высказывания (-10 баллов за недостаточное по объему высказывание).  
4. Логичность и связность изложения (-1 балл за каждое нарушение).  
5. Коммуникативно значимые ошибки (-2 балла за каждую).  
6. Коммуникативно незначимые ошибки (-0,5 балла за каждую).  
7. Грубые нарушения фонетико-интонационных норм на нефонематическом уровне (-2 балла за задание).  
 Итого: 

Поощрительные баллы (плюс-баллы) за выполнение задания 4 

8. Достаточная полнота и развернутость изложения (+5 баллов).  
9. Элементы самостоятельности в раскрытии темы и в использовании языковых средств (+5 баллов).  
10. Соответствие фонетико-интонационным нормам (+1 балл).  
 Итого: 
 Общая оценка по заданию 4: 

  Примечание к контрольному листу экспертной оценки по заданию 4: 

  1. При несоответствии высказывания предложенной теме на 50 и более % снимается 30 баллов. 
  2. Недостаточным по объему сообщением считается сообщение, содержащее менее 15 фраз. 

При оценке результатов тестирования по говорению выделяется 2 уровня: удовлетворительный – не менее 75% стоимости субтеста (не менее 135 баллов); 

неудовлетворительный – менее 75% стоимости субтеста (менее 135 баллов). 

Методические рекомендации 

Цель субтеста 

Цель теста – проверка уровня сформированности речевых навыков и умений, необходимых для устной, диалогической и монологической речи. 

В процессе тестирования проверяются: 

  1. навыки и умения, необходимые для общения в форме диалогической речи: умение понять собеседника и определить характер его коммуникативного намерения; адекватно реагировать на инициативную реплику собеседника; умение выражать свое коммуникативное намерение в предложенной ситуации, т.е. инициировать диалог; уметь использовать общепринятые социально обусловленные нормы речевого этикета; характерная для диалоговой речи;  
  2. навыки и умения, необходимые для общения в форме монологической речи; 
  3. владение языком и речевым материалом, необходимым для общения в устной форме (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетикоинтонационное оформление). 

Процедура проведения субтеста по говорению Время выполнения теста – 50 минут. 

Время выполнения 1-2 задания  – 12 минут. Все реплики записываются на пленку. 

Время выполнения 3 задания  — 25 минут (15 минут – чтение текста, 10 минут – устное сообщение и беседа). 

Время выполнения 4 задания  — 20 минут (10 минут – подготовка сообщения на предложенную тему, 10 минут – устное сообщение и беседа с тестирующим). 

Обработка результатов тестирования 

Обработка и оценка результатов тестирования проводится на основе экспертной оценки речевых произведений тестируемого и анализа магнитофонных записей экзамена, содержащего реплики тестируемого, монологические сообщения и его высказывания в ходе беседы. В процессе экзамена и в результате прослушивания и анализа пленки экзаменаторы заполняют контрольные листы экспертной оценки. 

Ссылка на pdf файл

РезидентРФ
Logo